Подушка безопасности. История и устройство.
- Подробности
-
04.09.2014 05:58
Подушка безопасности это одна из основных систем пассивной безопасности в автомобиле, предназначенная для замедления скорости передвижения человека внутри автомобиля и, как правило, смягчения удара при столкновении. В англоязычных текстах обозначается airbag или SRS.
Подушка безопасности это попросту эластичная прочная оболочка, которая мгновенно наполняется смесью газов. На раскрытие уходит не более 20 миллисекунд. Подушка же сохраняет давление около 10 секунд, что может защитить людей при множественных столкновениях или при перевороте автомобиля.
Как мы уже поняли, модуль подушки безопасности состоит из блока наполнения и легкой нейлоновой оболочки, самой подушки. Водительская подушка безопасности расположена в рулевом колесе, прямо в его центре, а подушка безопасности переднего пассажира в панели прямо над перчаточным ящичком. Полностью наполненная газом подушка водителя имеет примерно размер большого пляжного мячика. Подушка безопасности пассажира как правило в два а то и три раза больше, в виду того что дистанция между сидящим пассажиром и панелью намного больше, чем расстояние между рулём и водителем.
Принцип действия базируется на использовании элементарного акселерометра, активизирующего химическую реакцию в специализированном баллончике. Благодаря реакции в баллончике, из него происходит мгновенный выброс газа в нейлоновую подушку, которая должна уменьшить перегрузку, претерпеваемую пассажиром и водителем в момент мгновенной остановки возникшей при столкновении. В подушке находятся небольшие отверстия, которые применяются для медленного выхода газа из неё, после её срабатывания и удержания пассажира.
Передние подушки безопасности не должны открываться при боковом ударе, так же при ударе в заднюю часть автомобиля либо при перевороте автомобиля. В виду того, что срабатывают подушки безопасности всего один раз и потом быстро сдуваются, они становятся бесполезны при последующих столкновениях. Так же ремни безопасности очень помогают снизить вероятность получения травм при многих обстоятельствах. Они правильно фиксируют водителя и пассажиров в сиденьях для максимальной эффективности сработавших подушек безопасности, а также защищают всех пристегнутых людей в автомобиле при первом и последующих ударах транспортного средства. Именно по этому, очень важно пристегиваться, так же и в автомобилях укомплектованных подушками безопасности.
Датчики удара всегда находятся в передней части машины, а так же могут дополнительно устанавливаться и в салоне. Транспортные средства могут быть оснащены одним или более датчиками, которые приводятся в действие из-за сил, возникших от лобового или близкого к нему удара. Датчики рассчитывают степень замедления, с которой автомобиль сбрасывает скорость. Вот поэтому замедление машины, при котором датчики дают команду открытия подушки, выбираются в зависимости от характера столкновения. Просто подушки безопасности не должны активироваться при внезапном торможении или при передвижении по дорогам с плохим покрытием. На самом деле, экстренное торможение с максимальным уровнем замедления составит лишь малую часть от уровня, достаточного для срабатывания подушек безопасности.
Блок диагностики постоянно следит за исправностью подушек безопасности, при повороте ключа зажигания автомобиля. Если блок диагностики найдёт неисправность, загорится индикатор, предупреждающий водителя о необходимости диагностики автомобиля в авторизованном центре обслуживания. У большинства блоков диагностики установлены аккумуляторы электрической энергии, для продолжения функционирования подушек безопасности, в том случае если вдруг аккумуляторная батарея самого автомобиля выйдет мгновенно из строя в результате столкновения.
Многие автомобили, такие как кабриолеты и пикапы, с отсутствующими задними сидениями, или их сиденья настолько малы, что нет возможности установить детское сидение на задний ряд сидений автомобиля, имеют выключатель передней пассажирской подушки безопасности, для возможности установки детского кресла на переднее сидение. Такие выключатели устанавливаются на заводе, но они могут быть установлены и квалифицированным автосервисом по просьбе владельца ТС, если у него есть разрешение, и оно отвечает всем государственным критериям.
Раньше на большинство автомобилей устанавливалась лишь одна водительская подушка безопасности, установленная в рулевом колесе и защищающая водителя, который, как правило, имеет намного больше шансов получить травмы, из-за малого пространства перед рулём автомобиля. Потом на протяжении 90-х годов стали нормой подушки для передних пассажиров, а затем появились раздельные боковые подушки, устанавливаемые между пассажирами и дверью, боковые подушки безопасности вскоре тоже стали обычной практикой для своего времени.
Так же можно укомплектовать свой автомобиль подушками для защиты ступней, коленей, и в том числе для предотвращения подныривания под ремни безопасности при аварии.
Если всё-таки подушки безопасности раскрылись, или они просто вышли из строя, их следует заменить новым комплектом, ремонту подушки безопасности не подлежат.